Библиотека
Главная » Файлы » Мои файлы |
[ Скачать с сервера (87.5 Kb) ] | 18.03.2010, 21:51 |
ХХ век внес
много ценного в копилку фундаментальных знаний о мозге человека. Часть этих
знаний уже нашла применение в медицине, но сравнительно мало используется в
воспитании и обучении. Человек как индивидуум уже пользуется достижениями
фундаментальных наук о мозге. Человек как член общества имеет еще мало
"профита" и для себя и для общества, что связано в большой мере с
консерватизмом общественных устоев и трудностью формирования общего языка между
социологией и нейрофизиологией. Здесь имеется в виду перевод достижений в
изучении закономерностей работы мозга с языка нейрофизиологии в приемлемую для
воспитания и обучения форму. Попробуем
же разобраться, находимся ли мы "на пути" к мистической мудрости
"Шамбалы", если находимся, то где? Единственный надежный путь к
необходимой и достаточной мудрости в межличностных, личностно-общественных и
межобщественных отношениях, рационально-реальный путь к "Шамбале"
лежит через дальнейшее познание законов работы мозга. Путь к этому знанию
человечество прокладывает совместными усилиями нейрофизиологии и
нейропсихологии, укрепленных сегодняшними и завтрашними технологическими
решениями. ХХ век
унаследовал и развил данные и представления о базисных механизмах работы мозга
(Сеченов, Павлов), в том числе и мозга человека (Бехтерев). Комплексный метод
изучения мозга человека и технологический прогресс в медицине в ХХ веке принес
и наиболее крупные достижения в познании принципов и механизмов работы мозга
человека. Сформулированы формы организации мозгового обеспечения
интеллектуальной деятельности человека, надежности функционирования его мозга,
механизма устойчивых состояний (здоровья и болезни), показано наличие в мозгу
детекции ошибок, описаны ее корковые и подкорковые звенья, обнаружены разные
механизмы собственной защиты мозга. Значение этих открытий для понимания
возможностей и ограничений здорового и больного мозга трудно переоценить. Возможности
мозга интенсивно изучаются и будут изучаться, на пороге стоит задача открытия
(или закрытия?) мозгового кода мыслительных процессов. Мозг человека заранее
готов ко всему, живет как бы не в нашем веке, а в будущем, опережая сам себя. Что же мы
знаем на сегодня о тех условиях, тех принципах, на основе которых реализуются
не только возможности, но и сверхвозможности мозга человека? И что же такое его
защитные механизмы, сверхзащита, а может быть, и запреты? Однажды - а
во сверхускоряющемся беге времени, пожалуй что и давно - уже больше тридцати
лет назад, стимулируя одно из подкорковых ядер, мой сотрудник Владимир
Михайлович Смирнов увидел, как больной буквально на глазах стал раза в два
"умнее": в два с лишним раза возросли его способности к запоминанию.
Скажем так: до стимуляции этой, вполне определенной точки мозга (знаю, но не
скажу какой!) больной запоминал 7+2 (то есть в пределах нормы) слов. А
сразу после стимуляции - 15 и больше. Железное правило: "каждому данному
больному - только то, что именно ему показано". Мы не знали тогда, как
"вернуть джинна в бутылку", и не стали с ним заигрывать, а активно
подтолкнули к возвращению - в интересах больного. А это была искусственным
образом вызванная сверхвозможность человеческого мозга! О
сверхвозможностях мозга мы знаем давно. Это, прежде всего, врожденные свойства
мозга, определяющие наличие в человеческом обществе тех, кто способен находить
максимум правильных решений в условиях дефицита введенной в сознание
информации. Крайние случаи. Люди такого рода оцениваются обществом как
обладатели талантов и даже гении! Ярким примером сверхвозможностей мозга
являются разные творения гениев, так называемый скоростной счет, почти
мгновенное видение событий целой жизни в экстремальных ситуациях и многое
другое. Известна возможность обучения отдельных лиц множеству живых и мертвых
языков, хотя обычно 3-4 иностранных языка являются почти пределом, а 2-3 -
оптимальным и достаточным количеством. В жизни не только таланта, но и так
называемого обычного человека временами возникают состояния озарения, и иногда
в результате этих озарений в копилку знаний человечества ложится много золота. В
наблюдении В. М. Смирнова приведено как бы обратное событие по сравнению с
теми, о которых упоминается далее, однако, может быть, в нем есть и ответ на
еще не сформулированный здесь вопрос к мозгу: что же и как обеспечивает
сверхвозможности? Ответ и ожидаемый и простой: в обеспечении интеллектуальных
сверхвозможностей важнейшую роль играет активация определенных, а вероятно, и
многих мозговых структур. Простой, ожидаемый, но - неполный. Стимуляция была
короткая, феномен "не застрял". Мы все тогда так боялись возможной
платы мозга за сверхвозможности, так внезапно раскрытые. Ведь они были здесь
раскрыты не в реальных условиях озарения, а полууправляемо, инструментально. Таким
образом, сверхвозможности бывают исходные (талант, гений) и могут при
определенных условиях оптимального эмоционального режима проявляться в форме
озарения с изменением режима (скорости) времени и в экстремальных ситуациях
тоже, по-видимому, с изменением режима времени. И, что самое важное в наших
знаниях о сверхвозможностях, они могут формироваться при специальном обучении,
а также в случае постановки сверхзадачи. Жизнь
столкнула меня с группой лиц, которые под руководством В. М. Бронникова
обучаются многому, в частности видеть с закрытыми глазами. "Мальчики
Бронникова" получили и демонстрируют свои сверхвозможности, приобретенные
в результате планомерного длительного обучения, осторожно раскрывающего
способности к альтернативному (прямому) видению. При объективном исследовании
удалось показать, что в электроэнцефалограмме (ЭЭГ) такое обучение проявляет
условно-патологические механизмы, работающие на сверхнорму.
"Условно-патологические", по-видимому, в условиях собственных, специальных
мозговых механизмов защиты. Количественное
накопление данных о возможностях и запретах мозга, о двуединстве - по крайней
мере многих, если не всех его механизмов, - сейчас на грани перехода в качество
- на грани получения возможности целенаправленного формирования человека
сознательного. Однако переход от познания закономерностей природы к разумному
пользованию ими не всегда быстрый, не всегда легкий, но всегда тернистый. И все же,
если подумать об альтернативах - жизнь в ожидании нажатия кнопки ядерного чемодана,
экологической катастрофы, глобального терроризма, понимаешь, что, как бы ни был
труден этот путь, он - наилучший: путь формирования человека сознательного и,
как следствие, общества и сообществ людей сознательных. А формировать человека
сознательного можно только на основе знания принципов и механизмов работы
мозга, его возможностей и сверхвозможностей, механизмов защиты и пределов, а
также понимания двуединства этих механизмов. Итак,
каковы же эти двуединые механизмы мозга, два лица Януса, о чем здесь идет речь?
Сверхвозможности и болезнь, защита, как разумный запрет, и болезнь и многое,
многое другое. В идеальном
варианте пример сверхвозможностей - это долго живущие гении, умеющие принимать
правильные решения по минимуму введенной в сознание информации и не сгорающие
из-за наличия у них адекватной собственной защиты. Но как часто гений как будто
бы "пожирает" себя, как будто бы "ищет" конца. Что это?
Недостаток собственной защиты мозга как "внутри" обеспечения одной функции,
так и во взаимодействии различных функций? А может быть, ее, эту защиту, можно
формировать, усиливать - особенно с детства, распознав в способном ребенке
задатки интеллектуальных сверхвозможностей? В течение
многих десятилетий и даже веков обучение практически важным знаниям шло при
воспитании (закреплении в памяти моральных ценностей) и тренировке памяти.
Загадка памяти до сих пор не решена, несмотря на Нобелевские премии в области
медицины. А значение раннего формирования "морального" базиса памяти
(хотя так это и не называется) для общества было очень велико, у подавляющего
большинства сначала детей, а затем взрослых заповеди превращались в мозгу в
затверженную матрицу - ограду, не позволяющую преступать их, практически
определяющую поведение человека и больно наказывающую преступившего. Муки
совести (если она сформировалась!), трагедия раскаяния - все это,
активированное через детекторы ошибок, ожившее в мозгу преступившего, вместе со
"страшными карами", обещанными уже в раннем детстве за преступление
заповедей, в обществе в целом работали сильнее судебных взысканий. В реальной
сегодняшней жизни многое, в том числе "страшные кары", муки совести и
т. д., мягко говоря, трансформировалось, да и в прошлом останавливало далеко не
всех. Пренебрегая запретами матрицы памяти, заложенными в прошлых поколениях и
не закладываемыми сейчас, человек шагает к свободе и духа, и криминала. В случае, о
котором говорилось выше, память работала прежде всего как механизм запрета или,
если хотите, как механизм "локального невроза". Но если о матрице памяти
в мозге ничего не знали, да так ее и не называли, то к самой памяти как к
главному механизму, позволяющему нам выживать в здоровье и болезни, в старом
варианте обучения все же относились куда более бережно, чем сейчас. Память уже
с раннего детства формирует матрицы, где далее работают автоматизмы. Тем самым
она освобождает наш мозг для переработки и использования огромного
информационного потока современного мира, поддерживая устойчивое состояние
здоровья. Но память сама нуждается в помощи, и особенно важно заранее помочь ее
наиболее хрупкому механизму - считыванию. И раньше это, по-видимому,
осуществлялось при большом объеме заучивания наизусть и особенно - трудно
заучиваемой прозы мертвых языков. Память, "задвинув" и
"задвигая" в автоматический режим все стереотипное, все снова и снова
освобождает, открывает нам огромные возможности мозга. Надежность этих огромных
возможностей определяется многими факторами, и важнейшие из них - ежедневная
постоянная тренировка мозга любым и каждым фактором новизны (ориентировочный
рефлекс!), многозвеньевой характер мозговых систем, наличие у этих систем при
обеспечении нестереотипной деятельности не только жестких, то есть постоянных
звеньев, но и звеньев гибких (переменных) и многое другое. В процессе создания
условий для реализации возможностей и сверхвозможностей мозга те же механизмы -
и прежде всего базисный механизм - память - выстраивают частокол защиты и, в
частности, защиты человека от самого себя, биологического в нем, его негативных
устремлений, а также от различных экстренных жизненных ситуаций. Это -
ограничительная роль матрицы памяти в поведении ("не убий"...). Это -
и ее избирательный механизм ограничений, механизм выявления ошибок. Что это за
механизм защиты от ошибок, ограничения, запрета - детектор ошибок? Мы не знаем,
дарит ли природа этот механизм человеку с рождения. Но скорее всего - нет. Мозг
человека развивается, обрабатывая поток (приток!) информации, адаптируясь к
среде методом проб и ошибок. При этом в обучающемся мозге наряду с зонами, обеспечивающими
деятельность за счет активации, формируются зоны, реагирующие избирательно или
преимущественно на отклонение от выгодной, "правильной в данных
условиях" реакции на ошибку. Эти зоны, судя по субъективной реакции (тип
беспокойства), связаны с входящими в сознание атрибутами эмоциональной
активации. На человеческом языке - хотя детекторы ошибок, по-видимому, не
только человеческий механизм - это звучит так: "что-то... где-то...
неправильно, что-то... где-то - не так...". До сих пор
мы говорили (в том числе и о важнейшем открытии В. М. Смирнова) о возможностях
и физиологическом базисе сверхвозможностей. А как в обычных условиях вызвать
сверхвозможности и всегда ли это возможно и, что очень важно, - допустимо? Сейчас на
вопрос "всегда ли" ответа нет. Однако можно вызывать сверхвозможности
гораздо чаще, чем это случается в повседневности. Уже
говорилось о том, что мозг гения способен статистически правильно решать задачи
по минимуму введенной в сознание информации. Это - как бы идеальное сочетание интуитивного
и логического склада ума. Проявление
мозга гения мы видим по решаемым им сверхзадачам - будь то "Сикстинская
мадонна", "Евгений Онегин" или открытие гетеропереходов.
Легкость принятия решений происходит с помощью оптимальных активационных механизмов
главным образом, по-видимому, эмоционального толка. Они же ответственны за
радость творчества, особенно если процесс сочетается с оптимальной собственной
защитой мозга... А эта оптимальная защита складывается прежде всего из баланса
мозговых перестроек при эмоциях (выражаясь физиологически - в пространственной
разнонаправленности развития в мозге сверхмедленных физиологических процессов
разного знака) и оптимальной медленноволновой ночной "чистки" мозга
(надо "не выбросить с водой ребенка" и не оставить слишком много
"мусора")... И все же,
хотя память есть базисный механизм обеспечения возможностей и
сверхвозможностей, ни талант, ни тем более гениальность только к ней не
сводятся. Вспомните хотя бы книгу отечественного ученого-психолога А. Р. Лурии
"Большая память маленького человека"... Сверхвозможности
у "обычных" людей в отличие от гениев проявляются - если проявляются
- при необходимости решения сверхзадач. При этом мозг оказывается в состоянии,
в интересах оптимизации своей работы, использовать и условно-патологические
механизмы, в частности - гиперактивации, естествен но, при достаточной защите,
не дающей превратиться могущественному помощнику в эпилептический разряд.
Сверхзадачу может поставить жизнь, а вот решаться она может и самостоятельно, и
с помощью учителей, и есть в этой жизни решения, когда за результат можно
заплатить и высокую цену. Пожалуйста, не путайте с печально знаменитым
"цель оправдывает средства". Как
известно из истории религии, Иисус Христос дал зрение слепому верующему, предположительно,
прикоснувшись к нему. До самого последнего времени в попытках не объяснить -
куда там, - а хотя бы понять возможность этой возможности приходилось
привлекать понятие так называемой психической слепоты - редкого истерического
состояния, когда "все в порядке, а человек не видит", но может
прозреть при сильной эмоциональной встряске. | |
Категория: Мои файлы | Добавил: bargyzin | |
Просмотров: 503 | Загрузок: 95 | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |