Библиотека
Главная » Файлы » Мои файлы |
[ Скачать с сервера (756.0 Kb) ] | 05.02.2010, 22:11 |
Далеко за горизонтом скрывается
жизнь древнерусского человека. Многими прошедшими столетиями заставлена она от
нашего взора, но заглянуть в эту далекую жизнь представляет много интереса.
Там, в глубине веков, жил наш предок, он мыслил и действовал; он слагал свои
взгляды на природу и самого себя, слагал свои представления на жизнь и смерть,
развивал свои религиозные воззрения, устанавливал обряды, устраивал свое
общество, выражал свои мысли посредством членораздельных звуков, пел песни и
былины и изображал свои мысли письменами... Заглянуть в эту далекую жизнь
предка составляет задачу настоящего труда. Но жизнь предка, как вообще жизнь
всякого человека, всеобъемлема. Охватить и зараз использовать всю ее полноту
вряд ли хватит человеческой жизни, а посему я ограничусь только одним частичным
исследованием — я постараюсь изобразить, как наш далекий предок представлял
себе загробный мир. Ставя своей задачей, решение вопроса, как далекий предок представлял
себе загробный мир, я прежде изложу сам процесс развития эсхатологических
представлений у предка и отмечу материал, которым буду пользоваться при
составлении своего труда. Развитие представлений у
человека, подобно развитию организма, происходит не вдруг, а постепенно. В
младенчестве человек полагает первое знакомство с окружающим и у него начинает слагаться
круг представлений. Этот круг представлений на первых порах бывает очень
скуден, а и сами представления отличаются неясностью и неточностью. Продолжая
расти, человек начинает умственно развиваться. Его кругозор расширяется. Он более
начинает знакомиться со всем окружающим его и лучше во всем давать себе отчет.
Круг представлений у него становится полнее: в него вносятся новые и новые
элементы. Старое им не забывается, но под влиянием приобретаемого нового и
благодаря развитию самосознания начинает приобретать большую ясность,
становится полнее и точнее. Так происходит у человека развитие круга
представлений и приобретение их ясности, полноты и относительной точности. Так приблизительно
шло и развитие представлений о загробном мире у нашего предка. Предки наши, как
говорят историки [87; 175], прежде чем прийти на русскую равнину, жили на Карпатах,
где они как часть входили (как и теперь входят) в одно общее славянское племя, занимавшее
за много веков до Р. X. обширные земли, простиравшиеся на север и восток от
Карпат и своими отраслями даже достигавшие Англии, Голландии,
Швейцарии, Италии, Пелопоннеса [213]. Однако не здесь таится
первоначальная жизнь нашего предка, не здесь скрывается начало жизни всего
славянского племени, не здесь предок-славянин сложил и свои первые
представления. Жизнь его скрывается в далекой доисторической эпохе, когда
славяне-предки вместе с другими индоевропейскими народами составляли одно
арийское племя(1). В глубине этой доисторической эпохи текла младенческая жизнь
нашего редка и здесь у него сложились
первые мировоззрения. В эту древнюю эпоху первобытный предок своим неопытным
умом доискивался причины различных явлений, начал развивать свою фантазию и
сложил первое представление о загробной жизни. Отсюда свой запас он понес на Карпаты и принес на русскую
равнину, пополняя его то там, то здесь (2). На Карпатах предок сталкивался с
различными народами: кельтами, германцами, римлянами, которые теснили его,
заставляя менять границы своих земель. Живя же на Руси, мы видим его торгующим
невольницами в Булгаре [45], посещающим северные берега Черного мора, населенные
греками, едущим из Византии с награбленным добром, воюющим с аварами и хазарами
и платящим последним дань «по белей веренице от дыма и мечу» [143, 7]. Вопрос о месте жительства арийского племени в науке точно еще не
разработан. Существующие теории — европейская и азиатская — подвергаются
новейшими учеными критике, но эти ученые, сами не указывая точно места
жительства арийцев, примыкают то к той, то к другой. Вообще о месте жительства
арийцев можно сказать словами профессора И. Н. Смирнова, что «родину ариев
следует искать в старом свете: Европе, Южной Азии или тропической Африке» [170,
61]. Для нас, конечно, важно было бы знать правильное решение этого вопроса,
но, за неимением его, нам в своем труде об этом приходится умалчивать. Но что предки-славяне
откуда-то пришли на Карпаты, это не подлежит сомнению, о чем говорят все
ученые, исследующие этот вопрос [69; 127; 170; 213]. «Славяне, — говорит проф. И. Н.
Смирнов, — являясь на Балканском полуострове и среднем Дунае, принесли с собой
кое-что из культуры» [170, 99]. Если принесена была культура, хотя и
незначительная, то естественно предположить, что принесены были и представления о
загробном мире, так как с явлением смерти предок был знаком на первых же шагах
своей жизни. Это подтверждает и Буслаев в своих «Исторических очерках», когда
говорит, что «славяне твердо верили, что основные предания были откуда-то
издалека принесены на их родину предками, а когда составились — неизвестно,
потому что были даны от богов» [32, 19]. «Господне, показываше ему одесну
праведныя в весельи предъидуща в рай, а ошююю грешники идуща в муку» [143],
причем объяснил князю, что если кто в христианскую веру вступит, то, умерши, воскреснет
и не умрет после вовеки; если же в другой закон вступит, то на том свете в огне
будет гореть [143]. Слова проповедника и картина Страшного суда произвели глубокое
впечатление на великого князя [175, 161]. Нет сомнения, что картина будущей
жизни, рисуемая пришедшей на русскую равнину христианской религией, произвела
сильное впечатление и на весь русский народ. И | |
Категория: Мои файлы | Добавил: bargyzin | |
Просмотров: 484 | Загрузок: 94 | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |