Библиотека

Главная » Файлы » Мои файлы

Жизнь - это череда событий опыта от зачатия до рождения и от рождения до смерти
[ Скачать с сервера (92.0 Kb) ] 18.11.2009, 18:23


 

Перинатальная психология - новое направление в психологии, очень модное. Как наука существует около 30 лет и быстро развивается в цивилизованных странах. Создана Всемирнная Ассоциация перинатальной психологии, отделения в городах и странах.

 

Перинатальный - понятие, состоящее их 2 слов:

пери (peri) - вокруг, около и

натос (natalis) - относящийся к рождению.

Таким образом, перинатальная психология - это наука о психической жизни нерожденного ребенка или же только что родившегося. Классически терминология следующая: неродившегося ребенка, находящегося в утробе матери, называют плодом. После рождения ребенок называется новорожденным в течение 4 недель.

 

Перинатальная психология предполагает 2 базовых аксиомы:

 - наличие психической жизни плода;

 - наличие долговременной памяти у плода и новорожденного.

 

Перинатальная психология изучает психическую жизнь в перинатальный период, ее влияние на формирование личности человека. Это наука о связи плода и новорожденного с матерью, о влиянии психической жизни матери на ребенка. Это - редкий пример деятельности, когда разные специалисты, в общем, находят обший язык. А занимаются этим психологи, психотерапевты, акушеры, педиатры, педагоги.

 

Предполагается, что долговременная память плода распространяется на события, происходящие во время беремености, родов, послеродовом периоде. Эти события влияют на формирование подсознания и на фомирование психических и поведенческих реакций взрослого человека.

 

Особенно сильно перинатальные события влияют на:

 - поведение человека в критических ситуациях: стресс, развод, служебные трудности, аварии и т.п.

 - тягу человека к экстремальным видам спорта, службе в армии и отношению к войне, отношение к сексу, азартным играм и вообще ко всему "острому".

 

 

 

Пути передачи информации.

 

Если мы признаем наличие у плода и новорожденного возможности зафиксировать информацию о перинатальном периоде на всю жизнь, то тут же встает вопрос о путях передачи этой информации от беременной плоду и обратно. По современным представления существуют 3 основных пути:

 

 - Традиционный - через маточно-плацентарный кровоток. С кровью матери через ребёнка «проходят» практически все вещества, которые там находятся и способны проникать через плацентарный барьер. Причём к ним относятся как полезные питательные вещества, которые мать получает с пищей, так и токсические. Поэтому очень важно как питается будущая мать, в какой экологической обстановке она живёт. Если беременная женщина страдает от токсикоза, то ребёнок себя тоже будет чувствовать не вполне уютно в материнской утробе. Об алкоголе, никотине, и прочих вредоносных субстанциях, пожалуй, и говорить не стоит. В дородовом периоде они практически в 100% случаев оказывают мутагенное воздействие на плод и являются очень частой причиной выкидышей. Через плаценту так же передаются гормоны, уровень которых частично управляется эмоциями. Таковы, например, гормоны стресса, эндорфины, и т.п.

 

 - Волновой - электромагнитное излучение органов, тканей, отдельных клеток и т.п. в узких диапазонах. Например, есть гипотеза, что яйцеклетка, находящаяся в благоприятных условиях, может принять не любой сперматозоид, а только тот, который совпадает с ней по характеристикам электромагнитного излучения. Зигота (оплодотворенная яйцеклетка) так же извещает материнский организм о своем появлении на волновом уровне, а не только на гормональном. Если больной орган матери сообщает "неправильные" волны плоду, то соответствующий орган у будущего ребенка может сформироваться тоже патологичным. Электромагнитное поле беременной женщины работает в миллиметровом диапазоне, изменяется в соответствии с изменениями окружающей среды и играет роль одного из механизмов адаптации. Ребенок, воспринимая эти вибрации, в свою очередь тоже обменивается с матерью информацией в этом же диапазоне.

 

 - Водный - через водную среду организма. Как известно, жизнь появилась из воды. Организм ребёнка, особенно когда он находится в утробе, на 85-90% состоит из воды. Окружает его так же водная среда - околоплодные воды. Поэтому достаточно большую часть информации ребёнок может получать через воду как энергоинформационную субстанцию. В последние нескольких лет стало известно, что вода имеет свою структуру, иначе говоря, молекулы в ней выстраиваются в определённом порядке. Порядок этот зависит от того, какая информация была сообщена воде через мысли, слова, действия, элементы материального мира. Таким образом, вода может являться энергоинформационным проводником и мать плоду может передавать некую информацию через жидкостные среды организма.

 

Для восприятия всей информации, которая поступает ему от матери, плод использует свои органы чувств, которые внутриутробно развиты в разной степени.

 

Осязание.

Раньше всего у плода появляется осязание. Примерно в 7-12 недель плод может чувствовать тактильные раздражители. Новорожденный тоже испытывает "тактильный голод" и существует понятие "тактильного насыщения", которое должно произойти к 7 месяцем, если ребенка достаточно носят на руках, массируют и вообще трогают. В Голландии есть система, называемая "гаптономия". Это система тактильного взаимодействия матери и плода. Можно беседовать с ребенком, говорить ему ласковые слова, спрашивать, как его зовут, похлопывать по животу и по его толчкам определять ответ. Это - формы первой игры. Точно так же с ребенком может играть и отец.

 

Слух.

Слуховой и вестибулярный аппараты плода формируются к 22 неделям беременности. Новорожденные слышат достаточно хорошо. В первые дни им может мешать жидкость в полости среднего уха - это околоплодные воды, которые не успели вытечь или всосаться. Некоторые дети сразу слышат хорошо. Внутриутробно дети тоже слышат, но им мешает шум материнского кишечника, сосудов матки, стук сердца. Поэтому внешние звуки доходят до них плохо. Но мать они слышат хорошо, т.к. акустические вибрации доходят до них через организм матери. Новорожденные узнают песни, которые им пели матери, стук сердца и ее голос.

 

Зрение.

Реакция зрачков на свет наблюдается с 24 недель беременности. Проходит ли красная часть спектра в матку, как некоторые считают, не очень ясно. Новорожденый видит достаточно хорошо, но не умеет фокусировать свое зрение, поэтому видит все расплывчато. Точно не ясно, какие объекты он видит лучше - на расстоянии 25-30 см (т.е. лицо матери, когда ребенок лежит у груди) или 50-70 см (игрушка - карусель). Скорее всего, это расстояние индивидуально. Существует понятие "бондинг" ("присоединение", "запечетлевание") - это очень важное мероприятие по восстановлению первого эмоционального контакта новорожденного с матерью после рождения. Обычно через несколько минут после рождения ребенок начинает смотреть матери в глаза очень осознанно и разглядывать ее лицо. Часто это происходит до того, как он взял грудь, иногда через час-два после родов.

 

Вкус. Обоняние.

Внутриутробно ребенок ощущает вкус, т.к. с 18 недель пьет околоплодные воды, а их вкус несколько меняется в зависимости от пищи матери. При обилии сладкой пищи воды сладкие. Обоняние же появляется достаточно поздно и некоторые доношенные новорожденные не слышат запаха молока матери несколько дней после рождения. Дети в возрасте 10 дней уже отличают свою мать по запаху.

 

 

 

Матрицы рождения

 

Станислав Грофф, занимаясь перинатальными матрицами, проводил опыты с использованием ЛСД на 5 тысячах человек. Он сравнивал разные типы галлюцинаций у этих людей с обстоятельствами их рождения. Кроме того, Грофф пытался установить связь базовых перинатальных матриц с теми психосоматическими заболеваниями (язвенная болезнь, гипертония, колит, нейродермит и т.п.), которыми испытуемые болели во взрослом возрасте.

 

Станислав Гроф исследовал перинатальные переживания, работал с измененными состояниями сознания и помогал людям оживить воспоминания, которые сопутствовали им в дородовом, родовом и раннем послеродовом периодах. Кратко его основные положения заключаются в следующем. У человека перинатальные события фиксируются в виде 4 основных матриц (клише, штампов), соответствующих процессу беременности, родов и послерового периода. Они называются базовыми перинатальными матрицами.

 

Он считал эти периоды не только очень важными, но и структурообразующими для личности в дальнейшем. Гроф выделял 4 периода, которые известны теперь как перинатальные матрицы.

 

 

Первая матрица.

 

Матрица наивности. Эта матрица соответствует периоду беременности до момента начала родов. Когда начинается ее формирование - не очень ясно. Скорее всего для нее необходимо наличие сформированной коры головного мозга у плода - т.е.22-24 недели беременности. Некоторые авторы предполагают клеточную память, волновую память и т.п. В этом случае матрица наивности начинает формироваться сразу после зачатия и даже до него. Что в этот период переживает будущий человек? Он существует, обеспеченный пищей, в благоприятной водной среде, он связан с мамой, защищен и ощущает себя в безопасности. Плод чувствует космическое слияние, рай, блаженство. У него нет проблем, все легко и спокойно. Он не заботится о хлебе насущном, не тревожится о будущем. Будущего нет, есть только настоящее. Правда, все это происходит только в случае благоприятного протекания беременности, каким мамы наших пациентов могут похвастаться редко. А что, если беременность нежеланная? Если мама к этому времени страдает от отеков, постоянно ложится в больницу с угрожающими родами, беспокоится по поводу их исхода? Конечно, ребенок тоже воспринимает это, и тогда рай вокруг него превращается в Апокалипсис. Плод чувствует себя окруженным «ядовитой» средой. А каково это — быть связанным с тем, что тебя отвергает, зависеть от него? Ведь деваться некуда. В период различных стрессовых переживаний матери в околоплодные воды, в среду, окружающую ребенка, поступают вещества, которые дают плоду не самые приятные переживания. Не успев родиться, ребенок чувствует себя чужаком. Негативный базовый аффект для первой перинатальной матрицы - это отвращение, ощущение мерзким себя в мерзком мире, чужим среди чужих. Базовый аффект является стержнем, на который потом как бы нанизываются другие вторичные эмоции.

 

Эта матрица формирует жизненный потенциал человека, его потенциальные возможности, способность к адаптации. У желанных детей, детей желанного пола, при здоровой беременности базовый психический потенциал выше, и это наблюдение было сделано человечеством давным-давно.

 

Диаграмма ВеннаЧеловек первой матрицы -  это «симбионт», это человек который в принципе не может существовать без симбиотического соединения с кем бы то ни было, с той средой, которая ему комфортна. Человеку первой базовой матрицы от природы дано небольшое количество жизненной энергии, то есть им дано меньше, нежели им нужно по их конституциональным или другим признакам.  Как следствие, первая перинатальная матрица,  попав в такие условия, будет искать пополнения недостаточной жизненной энергии, что приводит её в состояние «энергетического вампира». То есть тот недостаток энергии они должны восполнить за счет других, и как это не парадоксально, это заложила сама природа, она им разрешила быть «энергетическими вампирами». Схема первой перинатальной матрицы выглядит так:

 

 

 

 

 

 

Базовый вопрос первой матрицы: «Что ты мне можешь дать?»

 

Первой матрице даны определенные своеобразные психологические качества, которые сложно применить другим базовым матрицам. Это умение без особых усилий находить себе симбионта и встраиваться в него, создавая эту симбиотическую связь. Если это ребенок первой матрицы, то вокруг него как бы образуется среда, все ему что-то дают, гладят, носят на руках и т.д. Он находится как бы посредине а все обращается вокруг него, при этом он не провоцирует на это, он не кричит, не требует чего – то. Их манипулятивные ходы просты, зачастую одноэтапны. Основными их инструментами является чувство долга и чувство вины. Однако первая матрица – это люди малых форм. По сути, чтобы обеспечить себе комфорт, им требуется очень мало материальных благ, как и детям.

 

Психологический возраст первой матрицы - это «ребенок». У этих людей идет позднее развитие. Как в психологическом, так и в физическом плане у них все периоды развития немного приторможены. И независимо от того, сколько им лет, их психологическое, эмоциональное состоянии находится  на уровне детства. Они по своей сути очень добры, умеют поплакаться, даже посочувствовать, и они искренни в своих действиях как дети, но глубины от них не ждите.

 

 

Вторая матрица.

 

Матрица жертвы. Формируется с момента начала родовой деятельности до момента полного или почти полного раскрытия шейки матки. Примерно соответствует 1 периоду родов. Ребенок испытывает силы давления схваток, некоторую гипоксию, а "выход" из матки закрыт. При этом ребенок частично сам регулирует свои роды выбросом собственных гормонов в кровоток матери через плаценту. Если нагрузка на ребенка слишком высока, есть опасность гипоксии, то он может несколько затормозить свои роды, чтобы успеть скомпенсироваться.

 

С этой точки зрения родостимуляция нарушает естественный процесс взаимодействия матери и плода и формирует патологическую матрицу жертвы. Схватки – при естественном течение родов – начинаются в тот момент, когда к родам готов и организм женщины, и организм ребёнка. Стимуляция же даёт родовому процессу неадекватное ускорение. На ребёнка роды оказывают более стрессовое воздействие. Схватки – необходимый этап как для матери, так и для ребёнка. При естественном течении интенсивность схваток нарастает постепенно. Ребёнок, конечно, испытывает гипоксию (кислородное голодание, или можно сравнить это с ощущением нехватки воздуха), но гипоксия не наступает сразу и надолго – по мере нарастания схваток ребёнок успевает к ней привыкнуть. Можно даже сказать, что в меру продолжительные схватки необходимы ребёнку для адаптации. Стимулированные же роды начинаются для ребёнка резко, от гипоксии внезапно страдают и нервная система, и мозг, ребёнок  испытывает боль. В этот момент он действительно ощущает себя жертвой – жертвой произвола взрослых, которые за него решили, когда роды должны начаться и как быстро они должны закончиться. Кстати, то же самое и с преждевременным проколом плодного пузыря. С другой стороны, страх матери, боязнь родов провоцирует выброс матерью стресс гормонов, происходит спазм сосудов плаценты, гипоксия плода и тогда матрица жертвы также формируется патологическая. При плановом кесаревом сечении эта матрица сформироваться не может, при экстренном - формируется.

 

Вторая Перинатальная Матрица не случайно названа Грофом «Матрицей Жертвы» – во время схваток ребёнок сталкивается с первой в своей жизни стрессовой ситуацией. Он испытывает давление, кислородное голодание и физическую боль. Представьте себе состояние ребенка. То, что все 9 месяцев было уютным домом, привычной средой, начинает бесноваться. Представьте, что вы входите к себе в квартиру, а стены начинают скрипеть и шататься, мебель летает из стороны в сторону, как будто в дом вселился злой дух. Плацента истощается, и питание поступает уже в недостаточном количестве. Ребенок впервые начинает испытывать муки голода. Он понимает, что его предает его собственный мир. Теряется смысл всего предыдущего бытия. Происходят изменения, и на них необходимо как-то реагировать. Мир, который раньше охранял, воспитывал, лелеял, вдруг предает. Переживается безысходность и бессмысленность существования. Это выход ситуации из-под контроля, ощущение пропасти, остановка времени, видения ада, агонии. Но, если плод достаточно жизнеспособен и крепок, благоприятно пережил свое внутриутробное развитие, а мама здорова, те ощущения, которые испытывает ребенок, обычно обозначаются такой компенсирующей метафорой, как традиционный образ «света в конце тоннеля»,  уверенность в благоприятном финале, предвкушение переброса из этого мира в более светлый. Будущий мир неизвестен, незнаком, он - другой. При благоприятной ситуации ребенок и боится рождения, и хочет его, ждет с нетерпением. При неблагоприятной ситуации он только страшится этого, беспокоится, но ничего не может поделать, находясь в духоте и тесноте. А выхода нет. Базовый аффект второй матрицы - это ужас, сладкий или тоскливый. Это их истинное состояние – тревожный фон.Чтобы справиться с этим ужасом, необходима помощь Высшей силы, Бога. Он вызывает благоговение, Ему известно все, сокрытое от человека.

 


Категория: Мои файлы | Добавил: bargyzin
Просмотров: 638 | Загрузок: 188 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: