Мнения друзей

Главная » Статьи » Мои статьи

ВЕДИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

Вся мудрость древнего человека, вся его вера в сверхъестественные силы и могущество природы воплощалась в разнообразном фольклоре. Фольклор – это есть не что иное, как слой, оставшийся от ведической культуры, когда вся жизнь и природа воспринимались человеком как нечто неделимое и целостное. Обряды и обычаи народа, их вера и магические ритуалы никуда не исчезли, а просто перешли в другую форму, воплотившись в фольклорных традициях. Тонкости народного быта сохранились в пословицах и поговорках, где можно найти знания человека, которые он запас за годы своей жизни. В краткости и лаконичности выражается вся народная мудрость. Пословицы относились к разным жизненным обстоятельствам и затрагивали все стороны человеческого существования.

Вся сила народных знаний нашла свое отражение и в загадках. Древние славянские загадки значительно отличаются от современных. Если сейчас, чтобы найти ответ необходимо подумать логически, то раньше, для того, чтобы понять, о чем идет речь, нужно было знать. Порой человек, который загадывает загадку, заключает отгадку в себе. Такие загадки проверяли внимательность и прозорливость человека. Неслучайно всех сказочных героев, чтобы проверить их знания и опыт, проверяли именно загадками. И того, кто выдерживал подобное испытание, считали умным и уважаемым человеком.

Еще одним жанром народного фольклора, который нес в себе многочисленные знания, можно считать сказки. Народные сказания, передаваемые в устной форме, были наполнены мудростью. С их помощью учили детей, их рассказывали и взрослым. При этом каждый человек в одной и той же сказке может найти свой смысл и открыть что-то для себя. Сказки были не просто обычными повествованиями о похождениях героев или могуществе природы. Каждое такое народное произведение заключало в себе определенные знания. С течением времени сказки трансформировались. Сменились герои и сюжеты, изменились смысловые акценты. В сказках стали отражаться все социальные и политические изменения, происходящие в обществе. Сейчас сказки утратили былую народность и мудрость. Зачастую воплотившись в мультфильмах, сказки стали служить развлечением, а не кладезем знания и мудрости.

До наших дней сохранился и такой народный обычай – водить хоровод. Если в далекие времена наши предки водили хороводы, совершая определенные магические ритуалы, то на данный момент танец утратил свое первоначальное значение. В таких хороводах заключалась вся цикличность жизни славян. Народный фольклор еще сохраняет в себе некоторые сведения о древних традициях. Однако часто то, что раньше представляло собой знания и опыт народа, сейчас не несет той нагрузки и служит лишь для развлечения.

 

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА

 

Верили славяне и в присутствие в их жизни самых разнообразных мифологических существ. Эти духи, и добрые и злые, были зачастую хозяевами лесов и полей, домов и сараев. Везде славян окружали невидимые силы, которые могли принести им несчастью или, наоборот, помочь в жизни. Представления о таких существах были очень разными. В зависимости о того, где обитал тот или иной дух, выглядел он соответственно. Наши предки верили, что за каждым строением присматривает особое существо. Почитали славяне домового, которого угощали сладостями, пытаясь привлечь его благосклонность. За порядок во дворе отвечает дворник, а в сараях, где находится домашний скот – овинник. Даже в бане жило существо, звавшееся банник. Стоит отметить, что все эти духи в основном были злые и приносили, по мнению людей, немалый вред и здоровью человека, и домашнему скоту. Поэтому кроме домового, остальных духов, живших среди людей, старались прогонять.

Верили славяне и в существа, которые были покровителями природы. Так, в лесу обитал Леший, который в зависимости о своего настроения, мог завести человека вглубь леса и там его погубить. Леший так же уничтожал капканы, поставленные на зверей. Поэтому каждый год лешему приносили дары, призывая его помогать людям, а не вредить. За водные просторы отвечал Водяной. Это существо путало сети и мутило воду, а также заманивало людей в топкие места болота. Хозяином поля считался Полевик, который зорко следил за всходами.

Кроме того, славяне верили, что души людей, умерших от насилия, маленькие дети, самоубийцы и утопленники, не уходили из этого мира и обречены были скитаться. Такие души оборачивались в мифических существ, которые появлялись перед людьми и, как правило, приносили им вред или даже смерть. Так, русалки были опасны для детей и молодых девушек, которых они кружили в своем хороводе до самой смерти или щекотали. Русалки жили и в водоемах, и на полях, и на лугах. Своими красивыми песнями русалки заманивали в топи и молодых людей, где они гибли. Часто души умерших людей воплощались в странных существах, у которых были признаки животных и птиц. Эти духи обладали невиданной силой и могли убить человека, встретившегося на их пути.

Самыми распространенными мифическими существами, которые встречаются у всех славянских народов, были вампиры и упыри. Эти существа были очень сильными и выпивали у людей кровь. Были и свои способы борьбы с такими духами. Особенно опасными и злыми были Нави. В эти духи превращались умершие младенцы и дети. Для того, чтобы душа невинно убитого человека не превратилась в злое существо следовало провести определенный обряд, после чего для очищения тело сжигалось.

Разнообразные мифические способности приписывались и различным колдунам и ведьмам, которые были обычными людьми, обладавшими определенными знаниями.

Всем демонам и духам славяне приписывали сверхъестественные способности. Боясь и почитая эти существа, предки стремились жить в гармонии с природой, чтобы привлечь к себе благосклонность судьбы.

 

 

В славянском фольклоре нашел свое место и такой персонаж, как Баба-Яга. Этот женский образ можно встретить практически во всех сказках и легендах, былинах и народных сказаниях. По народным поверьям Баба-Яга представляет собой страшную старуху с длинным носом и костяной ногой. Баба-Яга умеет колдовать, поэтому она была вредна для человека. Считалось, что эта ведьма живет в глухом лесу в старенькой избе на курьих ножках. А вокруг ее дома стоит забор, сделанный из костей человека, на концы которого насажены человеческие черепа.

Баба-Яга умеет летать в своей ступе или на метле. Старуха всегда у славян ассоциировалась со смертью. В любой сказке, когда герой попадает к злобной ведьме, она старается его съесть. И только пройдя определенные испытания колдуньи можно избежать смерти. Часто можно встретить и тот факт, что Баба-Яга воровала маленьких и беззащитных детей, чтобы потом ими полакомиться. Именно поэтому славяне верили, что Баба-Яга сопровождает саму Смерть и получает от своей покровительницы души умерших людей. Отсюда и умение старухи летать.

Символичным является и жилище Бабы-Яги. Курьи ножки избушки у славян тоже ассоциируются с царством мертвых. Ведь именно блюда из курицы ставятся на стол, когда поминают предков. Однако страшную старуху связывали не только со Смертью и несчастьем. Баба-Яга считалась повелительницей всех остальных ведьм, и ей приписывались способности руководить природными силами. Славяне верили, что звуки грома во время грозы происходят о того, что Баба-Яга ударяет по своей металлической ступе. Кроме того, старуха могла управлять Ветрами, чем тоже вредила человеку.

Баба-Яга, как истинно женское существо, постоянно находится возле печи, в которой она зажаривает свои жертвы или готовит колдовские отвары. И это не случайно, ведь печь у славян играла немаловажную роль. С печью связаны многочисленные магические обряды и гадания. Во многих сказках можно встретить и то, что Баба-Яга умело прядет. А это считается символом покровительства над судьбами людей. Неслучайно те герои, которые проходят все испытания старухи Яги, могут рассчитывать на помощь или подсказку в виде клубка, который и должен указать правильный путь. Рядом с ведьмой очень часто можно встретить и кота, обязательно черного окраса, и ворона, и змей. Баба-Яга виделась славянам как злобное существо, которое живет в чаще леса и пожирает людей, которые забрели к ее избушке.

 

Самым загадочным существом в славянской мифологии считалась богиня Морена, или, как ее еще называли – Макошь и Мара. Эта языческая богиня воплощала в себе и смерть человека, и была покровительницей плодородия земли. Образ этой богини такой же разнообразный, как и ее имена. По славянским представлениям Морена могла выглядеть, как красивая девушка, одетая в белый наряд, или как женщина, на которой разорванные черные и грязные одежды, а порой Морена выглядела, как страшная старуха с всклоченными волосами.

Чаще всего встречаются сведения, что Морена несла определенный вред человеку. Там, где появлялась Морена, начинались страшные болезни и несчастья. Эта богиня была символом смерти и тьмы. Неслучайно ведь эта богиня носит такое имя. Слово Морена связано со словами мрак, мгла, мор или кошмар. Считалось, что Морена появляется лунной ночью, может спутать или даже порвать пряжу тех хозяек, которые оставили ее. Связь Морены с пряжей говорит о ее власти над человеческими судьбами. Кроме того, Морена могла насылать кошмарные сны. Особо были перед ней беззащитны маленькие дети. По языческим поверьям Мару можно было встретить в полночь или полдень, в день зимнего или летнего солнцестояния. Такие переломные моменты природы несли в себе и значительные изменения в жизни людей: происходил переход от ночи ко дню, или от зимы к лету. Именно поэтому в конце зимы, чтобы отдать дань будущему урожаю, провожали богиню Морену, сжигая соломенное чучело, которое символизировало это существо. Этим магическим ритуалом славяне пытались пробудить природу, а также отпраздновать начало нового периода в годовом круговороте природы. Поэтому можно утверждать, что Морена знаменовала, как и рождение чего-то нового, плодородие, так и была символом умирания всего старого.

Морене приписывались самые разнообразные свойства. Она была символом смерти, мора и тьмы, и в то же самое время символизировала начало. Кроме того, это женское божество могла управлять людскими судьбами.

 

В славянской мифологии особое место занимает богиня Макошь. В пантеоне славянских богов она появилась, когда князь Владимир стал навязывать народу веру в новых богов. Макошь таким образом заняла свое место, став богиней плодородия и богатства человека. Кроме того, Макошь связывали с богом Велесом, считая богиню его женой. Среди многочисленных мужских идолов очень часто можно было встретить статую, посвященную Макоши, к тому же об этой богине говорят и разнообразные исторические источники и летописи. Макошь в представлениях людей выглядела, как красивая женщина с длинными руками. Вера в Макошь прежде всего связывалась в верой в землю и ее плодородие. Очень часто можно встретить, что Макошь называли Мать сыра земля. Если же рассмотреть этимологию слова Макошь, то становится ясным, что богиня символизировала и удачу, и счастливую судьбу. Ведь все индоевропейские языки сохранили слово «Ма», обозначающее мать. Морфема «Кош» же говорит о связи с добром, достатком и удачей. Именно поэтому Макошь – это богиня, которая отвечала за хороший урожай, а соответственно за достаток в доме.

Неизменным атрибутом Макоши являлись своеобразный рог изобилия или до самых краев наполненный сосуд. Именно это говорит о том, что Макошь приносила в дом, покровительницей которого она была достаток и процветание. Считалось также, что Макошь была помощницей каждой женщине по хозяйству. Отвечала она за рукоделие и прядение, и зорко следила за тем, чтобы женщины не работали в праздники. С течением времени, когда славяне приняли православие, Макошь трансформировалась в другое божество Параскеву Пятницу. Со сменой имени функции этой языческой богини не изменились. Как и прежде люди почитали свою покровительницу, просили ее об урожае и плодородии земли. Забрала Параскева Пятница и способность Мокоши управлять водой и источниками. Женщины верили, что Параскева Пятница принесет им удачу в домашних делах.

 

Одним из самых известных героев народных русских былин и сказаний был богатырь Илья Муромец. Великий человек, с самого рождения прикованный к постели, превозмог свой недуг и встал на защиту земли русской. Илья Муромец рисуется в этих былинах, как сильный мужчина, способный двигать огромные камни и валить деревья, а также безжалостно сражаться с врагами. Об этих славных сражениях и битвах написано около тринадцати былин, повествующих о самых разнообразных подвигах русского богатыря. Самой известной из них считается сказание о том, как Илья Муромец победил Соловья-разбойника. Однако, многие привыкли считать Илью Муромца вымышленным персонажем, рожденного народной фантазией. Ведь сила, которой славился богатырь, кажется, совершенно нечеловеческой, а болезнь Ильи – неизлечимой. Поэтому все, что делал Илья Муромец, относится к чудесным и вымышленным событиям.

Но, нужно сказать, что многочисленные свидетельства истории говорят о том, что русский богатырь существовал реально. Сохранились даже останки тела мужчины, которые хранятся в Киево-Печерской лавре. Чтобы удостоверится в их подлинности, самые разнообразные ученые проводили исследования мощей человека. В результате подробного изучения стало ясно, что Илья Муромец – это не вымышленный сказочный персонаж, а человек, который жил приблизительно в XII веке в городке Муром. Кроме того, исследования ученых подтвердили данные, которые мы черпаем из былин. Илья Муромец не мог ходить – у него был паралич. Герой много сражался, об этом говорят его многочисленные ранения. Доподлинно известно, что богатырь погиб от копья, которое попало прямо в сердце и пробило руку, которой Илья хотел закрыть себя. Все эти данные позволяют говорить о том, что легендарный герой и его подвиги действительно имели место в истории.

Кроме своих подвигов, которые прославили Илью Муромца в былинах и сказаниях, этого героя почитала и церковь. В середине XVII века Илья Муромец был признан православной церковью святым. Существует множество мнений, почему произошла канонизация богатыря. Действительно Илья Муромец сражался за свою землю, освобождая ее от врагов и захватчиков, при этом умер в муках, как истинный святой. Однако это не считается полноценной причиной для причисления к лику святых. Ведь многие воины боролись в то время с врагами и погибали. Проводя исторические параллели между былинами и историческими источниками тех столетий, можно сделать вывод: Илья Муромец победил Соловья-разбойника, который был предводителей отдельной группы людей, поклонявшихся языческим богам и не признававших православную веру, и разбил всю его рать. Тем самым церковь считает, что Илья Муромец боролся с неверными и язычниками, помогая православью укрепляться на русской земле. Позднее в народных былинах образ вожака язычников превратился в мифическое существо, которое могло свистеть, как птица, и издавать звериные рыки.

Илья Муромец почитается православной церковью и жителями города Мурома, где по легенде он родился и вырос. В честь богатыря поставлены даже памятники, увековечившие могущество русского человека.

 

В славянских верованиях персонажами, которые часто встречаются во всех легендах и сказаниях, являются Дед Мороз и Снегурочка. С течением времени образ Деда Мороза и Снегурочки значительно изменились. Изначально, Дед Мороз, как повелитель зимы и снега, представлялся славянам в виде злостного бога Морока, насылающего на землю холод и мороз. Это божество представлялось в виде седого старика, который ходит по лесам и покрывает инеем деревья, а реки льдом. Встретившегося на пути человека злой Морок может заморозить до смерти. Именно поэтому, очень часто люди задабривали Морока или Мороза всякими сладостями, приглашали его к столу и просили не губить их посевы.

Считается, что Дед Мороз может быть воплощением различных богов, которые существовали в разное время и у разных народов. Только функция его при этом остается неизменной: повелевать водными просторами и зимой. Со временем злой Морок превратился в доброго Деда Мороза, который уже сам мог одарить людей подарками. Но Дед Мороз представляется не только как добрый даритель. Он считается связным человека с миром умерших. Неслучайно поэтому божество славяне угощали киселем, который считается поминальным блюдом. Почитание Деда Мороза происходило и в период Нового года и святок, когда колядовщики славили божество. Образ Деда Мороза тоже символичен. Его седые волосы и борода говорят о могуществе и великих магических знаниях. Перчатки Деда Мороза – трехпалые, и белая рубашка, сделанная изо льна, свидетельствуют о том, что это существо восходит к божествам и несет в себе чистую энергию. Красный плащ и расшитая драгоценностями шапка, а также посох, сделанный из хрусталя, тоже являются неизменными атрибутами Деда Мороза и говорят о его связи с миром предков, о благодати и власти над водной стихией. По верованиям славян Дед Мороз живет в лесной избушке, построенной изо льда, а посох его может заморозить все живое. Власть Деда Мороза на земле начинается с того момента, как солнце завершает свой очередной годовой цикл. Происходит это в день зимнего равноденствия.

Образ Снегурочки также многогранен, как и образ Деда Мороза. По нынешним представлениям Снегурочка приходится внучкой старика и всегда сопровождает его. Но фигура Снегурочки по народным представлениям имеет более глубокие корни. Считается, что именно в честь Снегурочки проводят праздник Кострома, в рамках которого проходит священный обряд похорон Костромы, как символ уходящей зимы и начала тепла, несущего плодородие. Иногда Снегурочку называют дочерью Деда Мороза, которая сделана из снега и каждый год оживает. Когда на землю приходит весна, Снегурочка тает, что символизирует о начале нового годового периода. Древние славяне считали, что снежная девочка погибает при перепрыгивании через пламя костра во время Купальского праздника.

Образы Деда Мороза и Снегурочки не появились спонтанно, они стали результатом различных языческих верований, которые постепенно преобразовывались и видоизменялись.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: bargyzin (18.08.2009)
Просмотров: 602 | Рейтинг: 1.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: