Мнения друзей

Главная » Статьи » Мои статьи

Притча о смоковнице (проповедь)
«В Евангелии есть притча, которая часто читается в Церкви под Новый Год. Это притча о смоковнице. И, наверное, каждый из нас прочитав ее может сказать: «Эта притча именно обо мне». У Эдуарда Асадова в одном из стихотворений есть такие строки: «Уж коль расти, то с юности расти, ведь не годами, а делами зреешь». Каждый из нас духовно развивается, читает много книг, статей, ходит в церковь, делает добрые дела, но подводя итоги каждого уходящего Года, понимает, что добрых плодов не совсем уж и много. А иногда и вообще видим в самих себе одно бесплодие.
Почему, по прошествии многих лет, мы с вами можем оказаться духовно бессильными и бесплодными?
Отчего мы увядаем и слабеем?
Почему мы духовно умираем?
Почему при обилии духовной литературы, казалось бы, мы знаем все, что и как и зная эту притчу, и, сопоставляя ее с собственной жизнью знаем ее расшифровку, но не знаем, как изменить самих себя?
Итак, Спаситель рассказал следующую притчу(Лук. 13:6-9):
«Некто имел в винограднике своём посаженную смоковницу, и пришёл искать плода на ней, и не нашёл. И сказал виноградарю:
— Вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби её. На что она и землю занимает?
Но он сказал ему в ответ:
— Господин! Оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом, — не принесёт ли плода. Если же нет, то в следующий год срубишь её.»

В другом месте Евангелия от Луки, Христос приводит «притчу о званных на брачный пир» (Лук. 14:16-20), И в этой притче нам даны три причины, из-за которых мы не в состоянии принести духовный плод.
Первая причина - это привязанность к материальному. Ко всему тому, что окружает нас, к тому, на что направлена большая часть наших желаний и сил. И здесь Господь останавливает каждого из нас и спрашивает: «Если вся твоя жизнь была связана только с преходящим, с чем ты предстанешь передо Мной? То, что у тебя было, уйдет в небытие. Все, чем ты владел на земле, будет отнято. С чем ты предстанешь передо Мной?».
С чем мы явимся на суд Христов? С новым автомобилем и просторным жильем? Со счетом в банке? С головокружительным карьерным ростом? С Научной степенью? С нереализованными мечтами и идеями по улучшению своей жизни? Что увидит в нашем сердце Господь?
Стремление к обладанию вещами и людьми? Обиду от собственной нереализованности и потерь? Жадность для доброго слова и поступка?
Отдых от добродетелей и усердие в грехе?
С пустым мелким сердцем предстанет такой человек на Страшный Суд.
А суд Божий потому и называется страшным, что вдруг, человек обнаружит, что все, к чему он стремился, пришло в негодность. Человек увидит, что он прошел мимо самого главного в своей жизни: мимо любви, мимо доброты, мимо сострадания, мимо помощи ближнему, мимо Бога, мимо самой жизни.
Вторая причина заключается в том, что человеку катастрофически не хватает времени для Бога. Нам вообще ни на что не хватает времени. Вернее, мы испытываем дефицит времени в отношении добра. У нас нет нескольких минут для молитвы и чтения Священного Писания. У нас не хватает времени для встречи с тем, кто в нас нуждается. Мы просто не в силах выкроить время для того, чтобы прийти в Церковь. Мы постоянно говорим Господу: «Вот подожди, немного разберусь с делами, тогда и приду. Потерпи немного, Господь, управлюсь с очередной проблемой, тогда и выделю время для Тебя. Ребенок подрастет, тогда и приду. Университет закончу, тогда и встретимся. На хорошую работу устроюсь, меньше проблем с деньгами будет, тогда и о душе поговорим. На жилье заработаю, тогда и дух переведу. Еще только одну сделку проведу и тогда отдохну немного. Только выборы выиграю, а потом всецело отдам и сердце, и саму жизнь Тебе, Господь».
А дела ведь никогда не кончаются. Не наступит такой день, когда мы скажем: «Ну вот, теперь пора о душе подумать. Пора ближнему помочь. Настало время для настоящей жизни». Всех дел не переделаешь, а за их множеством Бога и самого себя легко потеряешь.
Грустно, что мы, зная все это, не стремимся изменить свою жизнь.
И третья причина, которая приводится Христом и из-за которой человек отказывается от вечности, - это обладание тихим человеческим счастьем. У меня есть семья, какая никакая - но есть. Есть дети, есть дом, есть работа. Я по-своему счастлив, а что еще человеку нужно? И мы не понимаем, что неожиданно беда может войти в нашу жизнь. Из-за чьей-то подлости и лжи мы потеряем свое доброе имя. Благодаря злой сплетне или чьей-то зависти может быть разрушена наша семья. Болезнь или смерть могут лишить нас самого близкого и дорогого человека. И что тогда останется от нашего простого человеческого счастья? Обида? Боль? Скорбь и горе? Что в сердце останется после главных потерь в жизни?
Ежедневно Господь ставит нас перед выбором, который со всей ясностью выражен в Ветхом Завете: «жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30:19).
Но, к сожалению, мы не выбираем жизнь. Мы постепенно каменеем сердцем, становимся бесчувственными к беде ближнего, глохнем к Слову Божьему, привыкаем к собственному умиранию. И вот такого человека настигает Суд Божий. И в такой момент нам нечего сказать. Невозможно привести какие-то доводы в свое оправдание. Мы знаем, что все эти оправдания бессильны перед судом собственной совести и судом Божьим. Мы знаем, «что зря занимаем землю».
Но вместе с тем, в сегодняшнем Евангелии для нас содержится надежда. Господь подходит к нам и, не видя плода в нашей жизни, говорит: «Оставлю тебя и на этот год. Взрыхлю сердце твое большой радостью или глубоким горем. Взрыхлю, чтобы семена вечности, посеянные в твоем сердце, могли дать свои всходы. Дам тебе еще один шанс начать новую, настоящую жизнь. Жизнь ответственную, жизнь осмысленную, жизнь глубокую. Жизнь, в которой всегда есть место для самого главного: и для Бога, и для человека». Какая это надежда для каждого из нас! Не только страх вызывает у нас сегодняшняя притча, но и чувство глубокой благодарности и любви к Тому, Кто любит нас вопреки всему.
У Честертона есть замечательная мысль: «Страх Божий связан с началом. Он сокрушает идолов, прижимает людей к земле. Древние пророки вопиют, славя и страшась Бога. Страх этот - в начале всякой веры - в начале, но не в конце, - в конце же Любовь».
Вступим же в этот Новый Год с ответственностью за собственную жизнь, потому что Господь дает нам еще один шанс для исправления. Вступим с верой в милость и любовь Христову. Вступим с благодарностью Господу за еще один, новый год в нашей жизни. Аминь.»
http:// soteria.ru/
Категория: Мои статьи | Добавил: Avrora (22.12.2011)
Просмотров: 622 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: